Штрафы за недостижение минимальной доли закупок отечественных МИ могут ввести с 2023 года
Минпромторг РФ опубликовал обновленную версию поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ, предполагающую введение санкций за нарушение «национального режима закупок». Речь идет о правилах «второй» и «третий лишний», а также об отклонении от годовой минимальной доли закупок медизделий из России и стран ЕАЭС. Должностным лицам грозит штраф от 5 до 55 тысяч рублей, госзаказчикам – от 55 до 510 тысяч рублей (либо 1–5% от начальной максимальной цены контракта).
Поправки предполагается внести в ст. 7.30 и ст. 7.32 КоАП РФ, регулирующие штрафные санкции за нарушения при госзакупках. В каждый пункт статьи, которая определяет нарушения при проведении закупок, добавлено специальное наказание для госзаказчиков продукции, подпадающей под «национальный режим закупок». К таковой относятся и медицинские изделия.
Вступить в силу обновленный документ должен с 1 января 2023 года.
В декабре 2020 года Правительство РФ утвердило минимальные квоты на госзакупки медицинских изделий из ЕАЭС по 44-ФЗ и 223-ФЗ по 32 и 20 наименованиям продукции – они составили от 9% до 90% и вступили в силу с 1 января 2021 года. В перечень вошли томографы, рентгеновское оборудование, аппараты ИВЛ и УЗИ, шприцы-инъекторы, интраокулярные линзы, эндопротезы суставов, инвалидные коляски, ортезы, емкости для взятия, хранения и перевозки биологических проб, инкубаторы для новорожденных и другие медизделия.
В январе 2021 года ведомство уже предлагало ввести штрафы за неисполнение госзаказчиками минимальной доли закупок. В первоначальной редакции поправок в КоАП, представленных в январе 2021 года, предполагалось, что штрафы будут введены для должностных лиц и составят от 20 до 50 тысяч рублей. Поправки должны были вступить в силу с 1 января 2022 года, однако не были утверждены.
Минпромторг РФ проверил соблюдение национального режима закупок, проанализировав решение Федеральной антимонопольной службы по тематическим жалобам в 2021 году. Среди наиболее распространенных нарушений – отсутствие в конкурсной документации требования об указании страны происхождения или некорректный формат такого требования, например, отсутствие ограничений в списке стран происхождения МИ, перечня документов, предоставляемых участниками закупки.
Кроме того, госзаказчики могут неправильно формировать лот, объединяя товары, включенные и не включенные в протекционистские перечни «второй» и «третий лишний».